Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Выход Persona 4 Golden на PC стал настоящим сюрпризом. 13 июня игра просто появилась в Steam — без всяких анонсов и предзаказов. Но публика приняла её с восторгом: Persona 4 Golden дебютировала на четвёртом месте в топе продаж платформы, а одновременно играть в неё сели почти тридцать тысяч человек. Внушительные цифры для жанра — и уж тем более для порта старой консольной игры, который вышел без шума и хайпа.Репутация оригинала сработала лучше любой рекламы: пройти мимо игры, которую в унисон хвалили критики и игроки, оказалось просто невозможно. И, что ещё важнее, Persona 4 Golden за годы не растеряла своей актуальности. Затягивает она похлеще многих новинок, а сюжет заставляет не только переживать за судьбы героев, но и задуматься о многих современных проблемах.

Персона, приди!

Вообще, Persona— это не просто ещё одна знаменитая японская ролевая серия. Даже в рамках этого экстравагантного жанра она всегда выделялась за счет психологизма и злободневной тематики. В 1996 году Atlus решили разнообразить сюжеты и механику Shin Megami Tensei, заменив постапокалиптический антураж на современный. Настоящие боги и демоны стали воплощениями коллективного бессознательного, а избранные герои — простыми школьниками, которые внезапно столкнулись с паранормальной напастью. Так на свет появилась Revelations: Persona, которая и положила начало этой серии.

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?
Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

Термины из аналитической психологии здесь используют не просто для красного словца: «Персона» на полном серьёзе обращается к архетипам, теням и прочим концепциям, созданным Карлом Густавом Юнгом. Персонажам серии приходится разбираться не только с внешними врагами, но и с собственными комплексами, травмами и ошибками прошлого. Причём не в одиночку, а с помощью других людей — так герои учатся ещё и понимать и принимать друг друга.Серия опередила своё время: использовать игры как метод терапии или способ сделать социальный комментарий на тему взросления стало модно лишь в последние лет пять. «Персона» же не стесняется говорить о важном уже двадцать четыре года, и за это её особенно любят. К тому же достойных конкурентов на этом поприще у неё до сих пор нет. Им пыталась стать созданная выходцами из Atlus Caligula Effect, но, увы, при хорошей идее исполнение подкачало.В открывающем видео Persona 3 Portable количество терминов на секунду экранного времени просто зашкаливаетНо, несмотря на народную любовь, основные части серии не спешили покидать родную PlayStation (зато отметились на всех консолях Sony от PS1 до PS4, да и на PSP с Vita заглянули). Единственный порт на PC до этого был только у самой первой Persona в далёком 1999 году. Так что неудивительно, что не охваченная ранее аудитория бросилась приобщаться к легенде. Ведь это не очередная ванильная история о том, как храбрые рыцари и симпатичные волшебницы спасают мир от катастрофы, а нечто действительно необычное.

Мама, я в телевизоре

В центре событий Persona 4 Golden оказывается школьник, которому пришлось на время переехать из столицы в тихий провинциальный городок Инабу: родители парня уехали в заграничную командировку, а сына отправили погостить у дяди. Однако жизнь на периферии оказывается не такой скучной, как ожидал герой. Вскоре после его приезда в Инабе происходит жуткий инцидент: опутанный проводами труп скандальной журналистки находят на антенне одного из домов. Та же участь спустя несколько дней настигает и девушку, обнаружившую тело, — полиция сбивается с ног, но не может найти ни одной зацепки.

Жизнь в провинции кажется скучной и пресной. Но, когда приходит беда, тихие вечера перед телевизором начинаешь вспоминать с ностальгиейПротагонист и его новообретённые друзья решают провести собственное расследование. И весьма необычное: ребята обнаруживают у себя способность проходить сквозь экран телевизора и попадать в сюрреалистичный мир, населённый монстрами. К тому же, по словам одного неожиданно дружелюбного жителя этого мира, кто-то отправляет туда людей на растерзание чудовищам. Но кто? Как? Зачем? Что это вообще за мир такой, и как он связан с реальностью? Можно ли закрыть туда дорогу раз и навсегда, чтобы избежать новых трагедий? Ответы на все эти вопросы и предстоит узнать героям.

Расследование убийств — занятие не для слабонервных

Кривое зеркало

На первый взгляд перед нами обычный мистический детектив для подростков. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях — точнее, в подтексте истории. Мир с монстрами по ту сторону телеэкрана не зря выглядит так метафорично: он создан коллективным бессознательным, а значит, наполнен нашими страхами и подавленными эмоциями. А ещё там водятся Тени — физические воплощения качеств, которых мы не хотим в себе замечать и всячески отрицаем. Именно с ними героям и приходится сражаться, чтобы продвинуться дальше в расследовании… и принять себя, каким бы мерзким это настоящее «я» ни оказалось.

Правда может ранить, но лучше принять её, чем вечно убегать от самого себяИ нет, комплексы подростков из японской глубинки двенадцатилетней давности (изначально Persona 4 вышла на PlayStation 2 в 2008 году, а её дополненная версия Golden — уже в 2012-м на PlayStation Vita) не покажутся современному западному игроку чуждыми и надуманными. Наши представления о себе, о том, что правильно и неправильно, формируются под влиянием установок, навязанных обществом. А они меняются не так быстро и не так сильно разнятся от страны к стране. Игра показывает, насколько разрушительными могут быть гендерные стереотипы, самоуничижение и идеализация окружающих, потеря индивидуальности за удобными для общества масками… Рассказать о проблемах конкретных героев было бы нагляднее, но Atlus просит воздержаться от спойлеров, да и мы сами не хотим портить поездку в Инабу тем, кто ещё там не был.

Persona 4 Golden на PC. Почему порт старой японской RPG вышел в топы продаж Steam?

При этом Persona 4 Golden не утомляет излишней заумностью или морализаторством. Её персонажи не только копаются в себе и беседуют о высоком — они живут полной жизнью с кучей мелких событий вроде поездок на море или неудачных кулинарных экспериментов. Да и потусторонние приключения отнимают немало времени: монстры же сами себя не победят!

Золото не ржавеет

Чётко определить жанр Persona 4 не так-то просто: перед нами гибрид ролевой игры и визуальной новеллы. Геймплей в потустороннем мире — это классический симулятор подземелий с пошаговыми боями и процедурно генерируемыми лабиринтами. В закоулках припрятаны полезные вещицы, по коридорам бродят монстры, а в конце прячется огромный и опасный босс — словом, рай для любителей олдскула.

У монстров, как и у героев, есть слабость и иммунитет к разным видам атак. К счастью, держать их в голове не нужно: достаточно один раз найти уязвимость или невосприимчивость, и система будет их показывать. А друг-навигатор начнёт услужливо (и навязчиво) подсказывать, что лучше сделатьКак в любой классической ролевой игре, героев здесь можно прокачивать, экипировать разным оружием и бронёй. Вот только навыки выбирать можно не у всех. Друзья протагониста способны развиваться лишь в одном направлении: один лечит, другой сдувает ветром, третий жарит огнём и т.п. — всё зависит от специфики их характеров и уникальных персон. Только главный герой может менять свои персоны по желанию, получая их в качестве награды после боя или даже создавая новых. Причём они тоже растут в уровне и получают новые навыки, как эдакие метафизические покемоны.

Оставить комментарий